|
Библиотека > Статьи > Эссе по танцам и этикету XVII в.
Эссе по танцам и этикету
(подстрочный перевод Тин)
Танец в течение последней половины XVII столетия достиг беспрецедентно важной роли и социально и политически. Французский двор при Людовике XIV стал парадигмой элегантности и гражданского поведения, копируемой другими дворами Европы. Учителя танцев, которые были наняты всюду по Европе, не только преподавали технику танца, но и правила социального этикета. Через эти строгие социальные стандарты король Людовик XIV использовал танец как политический инструмент, чтобы гарантировать свою абсолютную власть.
Придворные начинали обучаться танцам, поведению, и социальному этикету с раннего детства. Дети часто начинали формальную жизнь уже в возрасте десяти лет, и от них ожидали, что они будут вести себя как взрослые.
Танец должен был воплотить идеальные греческие признаки типа остроумия, спокойствия, широты взгляда, любви к гармонии, личной храбрости. Французская аристократия и дворянство должны были стремиться быть моделями самосовершенствования. Они обращались к мифологическим греческим богам и богиням как к примерам.
Техника этикета была идеально проста. Современное мнение, что всё достигалось только за счёт расцветок шляп или носовых платочков, весьма ошибочно. По правде говоря, только окончательные щеголи или тщеславные люди использовали бы такое приувеличение. "Действительно воспитанный" человек моды, это человек,который все же должен был казаться полностью естественным. Это фундаментальное понятие - также фундаментальное предписание современного балета. Большая часть техники танца XVII столетия была происхождением современных шагов в классическом балете. Всегда леди и господа должны были следить за своей позой и поведением. Рамео проинструктировал, что "если леди изящна её поведение, будет оценено... Например, если она будет держать высоко голову, и сама держаться прямо,но без аффекта или смелости, то будет сказано: 'Там идет прекрасная леди'" (31). Приемлемые позиции, в случае господ, называли третьими и четвертыми, аналогичными используемым в современной технике (Hilton 273). Плие, особенно в первой позиции, происходил от поклона леди. При первой позиции ног даме полагалось держаться прямо и ровно держать голову, в то время как она приседала и опускала взгляд. Если она кланялась человеку высокого социального статуса, то её поклон должен бы быть сделан ниже, требуя превосходного равновесия. Шаг, обычно известный сегодня как chassе порожденный мимолетным реверансом леди в четвертой позиции. Такое почтение, согласно Rameau, показывало уважение и выдавало хорошее воспитание, а не раболепие. В придворной жизни, поклоны были введены из за большого количества причин. Каждый был обязан кланяться, входя или оставляя комнату, при приветствии, даря или получая подарок, и в конце беседы. Поклон показывал социальный статус человека и его манеры. Кланялись так часто, что время между поклонами казалось лишь паузой перед следующим. Wildebloode и Brinson описывают важность поклона, говоря "... каждое действие воспитанного джентльмена теперь отражало просвещённость эпохи"
Эти строгие правила были особенно важны во время балов при французском дворе. В течение правления Людовика XIV балы проводились каждую неделю. В течение войн в зарубежных странах, расход которых иссушал финансы, больше балов было проведено, чтобы поддержать появление великолепия и власти. В 1708 г. было дано десять балов за шесть недель (Hilton 18).
Чтобы хорошо себя показать, придворным требовались не только элегантность и умение танцевать, но и острый ум. Каждый год придворные, учили около двух или четырёх новых танцев, а также помнили старые танцы, которые они предварительно узнали. В любое время придворный должен был помнить приблизительно двенадцать танцев. Каждый танец длился примерно две-три минуты, и шаги не повторялись, чтобы движения танца гармонично подчеркивали особенности музыки. В течение правления Людовика XIV социальный танец достиг максимальной сложности, поскольку это было вероятно самой сложной техникой танца, требуемой от непрофессионалов.
Соответствующие процедуры для балов ясно отразили социальное ранжирование двора. Бал начиналсяб когда хотел король и он обьявлял об этом, поднимаясь. Двор, в ответ, также поднимался, выказывая почтение королю. Тогда начинались danses а deux, в котором пара танцевала в одиночку перед всем двором. Танцоры определялись социальным статусом, самые знатные - первыми. Это всегда были король и королева, потом близкие родственники короны, и так далее вниз. Эти danses а deux позволяли всему двору судить о способностях танцоров и их мастерстве. Подобные танцы считались особенностью цивилизованного и культурно развитого двора. Одним из самых популярных танцев этого периода был менуэт. Танцуемый в течение почти двух столетий, менуэт рассматривался, как отображение роскошной жизни дворца. " Менуэт вероятно произошёл из народного танца Западной Франции, известной как Branle де Пуату, и был введен при дворе Lully в 1653. Хотя танец позволяет энергиичные и оживлённые движения, он танцевался точно выверенными движениями, в полном соответствии с хорошим тоном. Полный церемоний, и чётких, поставленных шагов, танец стал более медленным и величественным). Он отличается от многих других парных танцев , поскольку исполнители непосредственно встречаются в течение большинства танца. Обычно, танцы двора танцевались для эстетического удовольствия зрителей. Из-за постоянных контактов в танце, он мог быть очень (не знаю, как написать... ммм... ну, многообещающим, что ли. Тин), но выражение лица должно было оставаться скромным и целомудренным.
Хотя танец был неотъемлемой частью жизни двора в течение многих столетий, никогда прежде у него не было столь преобладающей роли как в течение господства короля Людовика XIV. Чтобы держать дворян под контролем, он начал вводить строгий протокол поведения через этикет. Придворных заставляли заниматься пустяковыми вопросами, чтобы отвлечь их внимание от политических вопросов. Король видел идеологический и политический потенциал танца. Декоративные балеты двора дали престиж Франции. И, делая танец одним из самых важных социальных функций при дворе, Людовик был в состоянии управлять знатью, управляя танцем, таким образом держа власть. Централизовав контроль танца, король отнимал у знати возможности для мелкого соревнования среди себя. При этом он был в состоянии поддержать единство и контроль. "Это сообщество удовольствий," писал Людовик, "устанавливает учтивые дружественные отношения между нашими придворными и очаровывает их вне слов" (Франко 109).
Чтобы удержать веру в божественное право королей, Людовик представился как божество. В 1653 Людовик исполнил партию Аполлона бога Солнца в Балете. В этом аллегорическом танце, Людовик был восходящим солнцем, рассеивая темноту и будучи всячески восхваляем. Балеты предназначались для того, чтобы поощрить ощущение единства среди знати, и почти всегда имели аллегорическую тему единства и гармонии, объединенной с похвалой монарха. Участие в балете определялось талантом, а не социальным статусом. Поэтому, чтобы поддержать своё достоинство, дворянин должен был превзойти других в танце (Hilton 4). Поскольку роли предоставлялись, учитывая заслуги техники, не очень именитая знать могла танцевать рядом с королём. Профессиональные балерины часто использовались в балетах двора, если роль была ниже достоинства дворянина, или если это требовало более высокого уровня мастерства. В это время, некоторые из первых профессиональных танцовщиц танцевали в балетах двора. В 1661 мадемуазель Вертпре танцевала напротив короля непосредственно в Балете de l'Impatience. В это время, женщины двора принимали участие в балетах, если профессиональные балерины не участвовали, так как для знатных дам считалось неприличным с ними танцевать.
Жизнь и мода французского двора были чрезвычайно популярны. Общество подражало идеалам двора, установленным правилами, которые были почти безжалостны. Каждое движение должно было быть обдуманно и точно. Элегантность через простоту была главной целью техники танца. "Танец добавляет изящества к тем способностям, которыми природа наградила нас, регулируя движения тела и устанавливая в надлежащих ему положениях" (Rameau xii).
Мода, этикет, и танцы, которые были установлены французском дворе по личным политическим причинам короля, доминировали над культурой Европы в течение почти двух столетий.
Мужской костюм XVII века (краткий экскурс)
Мужской костюм состоял из камзола, чаще всего приталенного, с продолжением в виде фестонов. Их обычно было четыре, хотя могло быть и восемь. Также в костюм входили панталоны, доходящие до колен, чулки с декоративными стрелками (или просто гладкие). Из обуви чаще всего носили ботфорты, хотя носили также и туфли, украшенные бантами или розетками. Модной в то время была квадратная форма мыса у обуви. Чтобы смягчить военный настрой костюма, его украшали кружевом, лентами, всевозможными бантами и розетками. Широкое кружево нашивалось на воротник, манжеты, отвороты на рукавах и на внутренние края ботфортов так, чтобы их было видно при отвороте ботфорта, узкое – на камзол и панталоны. На голове носили широкополые фетровые шляпы украшенные страусиными перьями, лентами, брошами и/или розетками. Волосы завивали в крупные локоны, иногда оставляли у виска одну прядь, так называемый "локон любви", украшая его бантом или розеткой.
2004 г.
|