|
Библиотека > Статьи > "Четыре времени года" - шахматная игра XIII в.
"Четыре времени года" - шахматная игра XIII в.
Первоисточник: "Libro de acedrex, dados e tablas" ("Книга Игр"), созданная по приказу кастильского короля Альфонсо X в Толедо в 1283 г.
Перевод на русский и сведение информации в одну статью выполнены Erleben специально для "Миндон Энвина" на основе английского перевода Sonja Musser Golladay, частично опубликованного на сайте "History of Chess: chesspage of JL Cazaux"
Базовые перемещения фигур:
Король – 1 клетка в любом направлении. Понятия рокировки не существует. При расстановке фигур на доске короли должны стоять друг напротив друга (либо e1 и e8, либо d1 и d8).
Ферзь (капитан, несущий королевский штандарт) – только 1 клетка по диагонали в любом направлении.
Специфический первый ход: возможен прыжок на 2 клетки в любом направлении. Конечная клетка должна быть свободной. После прыжка ферзь на следующий ход может атаковать чужую фигуру, которая находится на 2-ой клетке по диагонали от него в любом направлении.
Слон прыгает через клетку по диагонали. Благодаря этой особенности 2 слона одного поля не могут атаковать друг друга. Слон атакует фигуру противника, если она находится через клетку по диагонали от него.
Конь – 1 клетка прямо и 1 клетка по диагонали (как в современных шахматах).
Ладья – любое количество клеток по вертикали либо по горизонтали; перепрыгнуть через пару фигур противника или через любую собственную фигуру при этом нельзя (как в современных шахматах).
Пешка – 1 клетка вперед. Атакует на 1 клетку вперед по диагонали (т.е. назад есть нельзя). В самый первый ход пешка может шагнуть на 2 клетки вперед, атаковать при этом ей нельзя. В манускрипте не говорится о том, что пешка, дошедшая до конца доски, может стать только ферзем (т.е. может стать любой фигурой).
Победа:
Мат – король противника находится под ударом и не может от него укрыться – на следующий ход его уберут с доски.
Голый король – противник лишен всех пешек и фигур, за исключением короля.
Полупат – король находится под ударом и не может от него укрыться. Противник вместо традиционного хода меняет любую фигуру или пешку местами с королем при условии, что на новом поле королю нет угрозы. Если все поля биты, игрок получает мат.
Ничья возможна в следующих случаях:
- бесконечный шах (шах королю повторяется на протяжении нескольких ходов)
- повторяющиеся ходы (одними и теми же фигурами в одних и тех же направлениях)
- по соглашению сторон
- благодаря любой ситуации, в которой ни одна из сторон не получает очевидного преимущества
"Четыре времени года" (расстановка фигур, очередность, ставки)
О комплектации и символизме:
В комплект входят фигуры 4-х разных цветов (зеленый, красный, белый и черный). Каждый цвет олицетворяет собой одно из 4-х времен года, один из 4-х элементов и одно 4-х настроений человека.
Зеленый |
Весна |
Воздух |
Страстность |
Красный |
Лето |
Огонь |
Гнев |
Белый |
Осень |
Земля |
Уныние |
Черный |
Зима |
Вода |
Хладнокровие |
Цель игры:
Победить остальных соперников (мат, голый король, полупат).
Примечание: в манускрипте ничего не говорится о том, что соперникам нельзя временно объединять усилия (например, заключать альянсы на первые 10-ти ходов и так далее).
Расстановка фигур:
Короли располагаются по четырем углам доски (h1 - лето, h8 - весна, a8 - осень, a1 - зима).
Ладья находится на одной горизонтали с королем (g1 - лето, g8 - весна, b8 - осень, b1 - зима).
Конь занимает одну вертикаль с королем (h2 - лето, h7 - весна, a7 - осень, a2 - зима).
Слон закрывает короля по диагонали (g2 - лето, g7 - весна, b7 - осень, b2 – зима).
Пешки (4 шт.) выстраиваются по периметру, открывая диагональ для слона (h3,g3, f2,f1 – лето; h6, g6, f7, f8 – весна; a6, b6, c7, c8 – осень; a3, b3, c2, c1 – зима).
Как определить «на глаз», где разбиты все 4 лагеря. Две центральные диагонали пересекаются внутри воображаемого квадрата (b2-b7 и g2-g7). Условно считается, что диагональ, проходящая по белым полям сверху вниз, символизирует противостояние зимы (верх диагонали) и весны (низ диагонали). Подобным образом диагональ, проходящая по черным полям снизу вверх, символизирует противостояние осени (низ диагонали) и лета (верх диагонали).
Очередность и количество ходов «в свою очередь»:
Право первого хода принадлежит игроку с зелеными фигурами. Он начинает атаковать игрока, играющего красными фигурами, передвигая пешку либо фигуру вправо. Это символизирует смену времен года – от весны к лету и т.п. Игрок с красными фигурами атакует противника с белыми фигурами, одновременно защищаясь от игрока, олицетворяющего весну.
Примечание: т.е. каждый игрок в свою очередь делает 2 хода [He who has the red pieces should also play towards the other player who has the white pieces at the same time defending himself from green]). Исключение составляет игрок с зелеными фигурами: начиная игру, он делает только 1 ход. Со второго круга ходит как все.
Аналогично поступают все остальные игроки – атакуют того, кто справа от них, и защищаются от того, кто находится слева. В течение первого круга это правило обязательно к исполнению, со второго круга игроки действуют по своему усмотрению.
Перемещение фигур:
Пешки, смотрящие налево, обязаны двигаться налево, а пешки, смотрящие направо, обязаны двигаться направо. Атакуют пешки по ходу движения по диагонали.
Все остальные фигуры перемещаются согласно описанию из манускрипта Альфонсо X.
Ставки:
Играют на деньги. Перед началом игры игроки устанавливают начальную ставку – таксу. Таксу принято платить за потерю пешки, фигуры и за каждый шах королю виновнику ваших огорчений.
Когда ставят самый первый мат: побежденный платит победителю таксу, помноженную на количество фигур-пешек, которые уцелели на доске, а затем убирает их.
Когда из трех оставшихся игроков кто-то получает мат: побежденный оставляет на доске все, что ему удалось выиграть плюс таксу, помноженную на количество своих уцелевших фигур-пешек (а вот тут не говорится, что он их убирает с доски – прим. переводчика).
Когда из двух оставшихся игроков кто-то получает мат: победитель забирает все деньги с доски (оставленные предыдущим побежденным – прим. переводчика) плюс таксу, помноженную на количество уцелевших фигур-пешек проигравшегося противника.
Иллюстрации взяты с сайта "History of Chess: chesspage of JL Cazaux"
При цитировании просим уважать труд переводчиков и сохранять ссылки на источники информации.
|