|
Библиотека > Бальный и светский этикет > Учебный бал, часть 4
Учебный бал, часть 4. Танцы. Начать и кончить
Приглашение на танец
По умолчанию – если не объявлено иного – на танец приглашает кавалер даму. В наши дни не считается зазорным и поступить наоборот, однако дамы всё же предпочитают по возможности дать понять интересующим их кавалерам, что они желают быть приглашёнными, не произнося этого вслух.
Кавалеру, приглашающему даму, следует приблизиться к ней, дождаться, пока она обратит на него внимание (не перебивая её, если она ведёт беседу с кем-либо), поклониться и попросить её оказать ему эту честь. Приличествующими случаю вариантами фраз (дабы не повторять неизменно одну и ту же) будут здесь, например, такие: «Позвольте узнать, какой танец могу я надеяться танцевать с вами», «Позвольте мне иметь честь/удовольствие пригласить вас на…», «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами...».
Отказать кавалеру дама может в трёх случаях, а точнее (мы же говорим о практике, а не о теории!) - под тремя благопристойными предлогами: она категорически не знает этот танец, она плохо себя чувствует либо слишком устала, или же она уже обещала этот танец другому кавалеру. Во всех случаях, кроме последнего, после отказа она не должна танцевать этот танец с кем-либо другим. "Прошу прощения, мне нужно сделать телефонный звонок" - это тоже пристойный предлог, но после этого даме придётся выйти из зала, чтобы хотя бы сымитировать означенное действие =)
Кавалер, получивший отказ, не должен тут же приглашать соседнюю даму – этим он демонстрирует, что ему в целом безразлично, с кем танцевать, а любая дама в глубине души надеется, что приглашение адресовано именно ей, а не "любому абстрактному партнёру".
Дама, отказывающая кавалеру, может порекомендовать ему пригласить свою подругу, если та не против. Внимательный кавалер в таком случае постарается последовать данной рекомендации. Использовать этот метод нужно с осторожностью - в наши дни и дамы обижаются порой на такое "сватовство" со стороны подруг, и иные кавалеры считают его посягательством на их свободу выбора. Однако ж я полагаю, что этот метод следует вводить в бальный обиход применительно к дебютирующим на балах дамам, которых опасаются приглашать, не зная их танцевального уровня.
Менее рискованный, но также совершенно историчный способ ненавязчивой "рекламы дам" - когда кавалер, с ними знакомый, намекает своим знакомым кавалерам, что они были бы весьма любезны, если бы уделили толику внимания сопровождаемым им дамам. Подобная дружеская просьба не считается чрезмерной, её исполнение не обязательно, но, разумеется, обусловлено степенью уважения, питаемого к обратившемуся.
С кем и сколько танцевать?
В идеале кавалер не должен танцевать более трёх танцев с одной и той же дамой (а в вальсе – более двух кругов). В XIX веке исключение делалось для супругов и женихов и невест, в наши дни традиционно оно допустимо для той дамы, с которой кавалер пришёл на бал в качестве её спутника. Тем не менее, протанцевать весь бал с одним партнёром означает проявить неуважение к прочим гостям бала.
Несмотря на то, что уже давно не считается зазорным пригласить на танец совершенно незнакомую даму, сплошь и рядом мы наблюдаем на балах ситуации, когда кавалеры танец за танцем приглашают дам лишь из маленького кружка своих знакомых. Это сообразно лишь в том случае, если знакомые дамы не пользуются вниманием кавалеров по той или иной причине.
Если же дамы, с которыми вы пришли, пользуются успехом, было бы замечательно, если бы вы обратили внимание на дам, остающихся по периметру зала. Для соблюдения атмосферы и придания большего историзма этому акту великодушия можно проявить немного изобретательности и найти того, кто сможет представить вас выбранной даме. Маленькая подсказка: хозяева бала имеют право сделать это, даже если они видят и вас, и даму впервые в жизни. Для этого вам стоит лишь представиться им самостоятельно, возможно, в форме «Позвольте засвидетельствовать вам своё почтение. Я – такой-то», и попросить оказать вам эту любезность. Дальнейшее – в ваших руках.
Впрочем, если речь идёт не о большом бале, а о танцевальном вечере или стилизации под провинциальный бал, то танец с незнакомой дамой будет вполне в рамках исторических приличий XIX века. В ситуации, где гости потенциально хорошо знакомы, этикет XIX века не требовал специального представления и дамы могли танцевать с любыми кавалерами.
Вместе с тем современный этикет вполне позволяет пригласить незнакомую даму. Знакомиться с ней до, после или во время танца или не знакомиться вовсе – это решать вам.
Склероз приносит не только приятные новости
В любом случае, если вы пригласили даму на танец заранее, вопиющим хамством будет забыть об этом, тем более – пригласить на тот же танец другую. Если вы не уверены в собственной памяти – записывайте. Да, прямо на программке, если на балу не предусмотрено удобных бальных карне. Подсказываю – ручки и карандаши почти всегда можно найти в салоне, где играют в карты и прочее.
Дамам тоже лучше записывать, хотя с точки зрения исторической снисходительности простить им подобную рассеянность всё же легче. Хотя кавалеры, между прочим, всё равно обижаются и очень хорошо запоминают таких забывчивых дам.
Окончание танца
По окончании танца кавалеру следует поинтересоваться у дамы, куда она позволит ему её проводить, довести до указанного места, поклониться, поблагодарить за оказанную честь и только потом покинуть. Дама, оставленная посередине бальной залы – это позор кавалера. Стоит проявить также человеческое внимание и сообразительность. К примеру, после оживлённого или сложного танца дама, вероятно, хотела бы освежить себя напитком. В этом случае кавалер может предложить проводить её к буфету.
Дамы, если кавалер вдруг спрашивает, куда вас проводить, не теряйтесь. Если вам безразлично, скажите, например, "Обратно к моим подругам, пожалуйста", или предложите любое направление, указав его веером и не забыв поблагодарить.
В случае, если беседа, даже столь короткая, кажется вам слишком трудной задачей, можно проводить даму туда, откуда вы её взяли =) Но поклониться и поблагодарить придётся всё равно, так что тренируйтесь и боритесь с застенчивостью.
P.S. Хорошую мнемотехническую формулировку нашла когда-то Morrigan Yill, рекомендую (с поправкой на терминологию и на наличие спутника у дамы, разумеется):
"Раньше приглашение к танцу, если оно было суперкорректным, означало для мужчин шесть "поклонов". Первый, чтобы спросить у спутника дамы, разрешает ли он с ней потанцевать. Второй - чтобы получить ее дозволение. Третий - до того, как на танцплощадке занимают танцевальную позицию. Четвертый - по окончании танца. Пятый - даме, когда ее проводил к своему месту. И для особенно галантных танцоров - шестой "поклон" в знак благодарности мужчине, который был так любезен "одолжить" свою спутницу" © Вячеслав Берендаков, СБТ
С уважением,
Suboshi
|