Библиотека > Эпические дневники > Зиланткон-2004

А в Ратушах давали балы...
Фестиваль Зиланткон-2004, 5-8 ноября 2004 года

Поселение

Кажется, после прошлого Зиланта мы твердо решили взрослеть и проживать в цивильных условиях. В этом году почему-то поселились в Турцентре, хотя хотели - в гостинице "Волга". Правда, сей факт "на ура" объясняется тем, что немногие из нас потянули бы оплату гостиницы, а ехало нас, называющих себя именем Миндон Энвина, 13 человек.

На первый взгляд показалось, что Турцентр не сильно отличается от того же ДК Гайдара. Отличий было два с половиной. Первое - это возможность спать на кровати, второе - это кухня со столами и стульями, плитой и холодильником, а еще половинка - это псевдо-душ без горячей воды. Остальное сильно напоминало Гайдар-сарай: теснота, набитые кроватями "под завязку" комнаты, не открывающиеся окна, туалет с грязной лужей на полу.

Самым сложным, кажется, было научиться взаимодействовать с соседями. Страшнейшая особенность соседей - это то, что они поют, когда им хочется петь, а не когда тебе хочется их слушать. У одного из наших соседей был голос такой силы, что он мог бы без микрофона покрыть большой паркетник. В полную силу голоса он пел и на маленькой кухне в Турцентре. Голова моя чувствовала себя так, как будто на нее надели чайник и лупили по нему половником, но повторить просьбу петь потише я стеснялась.

На второй день пребывания на Зиланте выработался режим дня: подъем в восемь, пробуждение и умывание, к девяти часам - совмещенный с утренней прогулкой поход в магазин за йогуртами к завтраку, к десяти часам утра - в Ленин, в гущу событий; обед "когда получится" в блинной (замечательное заведение, кормят вкусно и недорого, жаль, что рано закрывается), вечером, даже в ночь - поздний ужин, совмещенный с празднованием окончания очередного куска работы.

Работа

В общей сложности "исторические" мастер-классы продолжались десять часов, и практически все это время я была на ногах и на месте, не беря отпуска "на побегать". Этот факт заставляет меня чувствовать себя супергероем. Десять часов - это на два часа больше чем то, что мы просили - за счет работы во время открытия фестиваля. Надо сказать, что даже в параллель с открытием желающих поучиться танцевать было много.

Зиланткон - штука непредсказуемая. Поэтому мы заранее отказались от идеи писать программу Исторического бала в Москве, договорившись о том, что программа будет составлена на месте по результатам проведения мастер-классов. Мы успели выучить 13 танцев. С радостью отмечаю, что в этом году мне на мастер-классах практически не мешали - никто не дергал меня за рукав, чтобы сообщить, что я неправильно показываю тот или иной шаг или даю неисторичную схему танца.

Одна беда - достаточно мало времени было уделено повторению изученного, что, конечно, ни в коем случае не хорошо, но в данной ситуации показалось мне меньшим злом. Я исходила из тех соображений, что если ко мне на мастер-классы придут пять партий по двадцать человек, то лучше я с каждой выучу отдельный танец, нежели со всеми одно и то же. Дабы иметь на балу разнообразие из пяти танцев, каждый из которых будут танцевать 20 человек, вместо ста человек, танцующих один танец.

Опять же, оправдывая себя любимой отговоркой "это - Зилант", я закрывала глаза на некоторые баги самих танцующих. Добиться идеального исполнения немаленького количества танцев в условиях лимита времени невозможно. а, mea culpa, они не все одновременно ходили с одной и той же ноги, но мы, по крайней мере, добились синхронности движений в колоннах или сетах и поворотов через одни и те же плечи. А уж выучить, где с каких ног надо ходить, можно и дома по книжкам.

О тех самых книжках. Мы собрали около двух десятков схем танцев, которые предполагали разучить, и заказали печать сотни брошюрок. Если откровенно, то некоторые схемы мы не пересматривали. Поэтому встречаются случаи, когда в книжке написано, что идти надо с правой ноги, а мы на мастер-классе начинали с левой. Возникает закономерный вопрос, который таки прозвучал: "Ребята, а вы сами хоть знаете, что вы пишете в своих схемах?". Знаем. ичего криминального там не написано. А относительно всего остального я всегда говорю: люди, договаривайтесь, с какой ноги вы начинаете танец. Надеюсь, книжки все-таки помогли людям, которым это надо, довезти изученные танцы до дома.

Исторический бал

Время начала бала - это цирк. Я всегда завидовала тем, кто может заранее, в Москве напечатать глянцевые цветные афиши своего мероприятия с указанными там датой, временем и местом его проведения. Остальные несчастливцы печатают объявления с пробелом вместо времени и места и пишут его на месте от руки маркером. Оттого мне и смешны упреки в "неправильно выбранном времени", обращенные гостями к устроителям чего-нибудь на Зиланте. Время на Зиланте у тебя есть то, которое дают, лишь отчасти скорректировать его в сторону желательного помогают пробивной характер (читай - склочная натура) и ранняя подача заявки. В общем, если Ваше мероприятие поставлено точно в указанное Вами время, считайте, что Вы родились не просто в рубашке, а в костюме от Версаче.

У нас переговоры о времени бала начались в Москве. Согласованный регламент бала имел вид "18:30-22:00", имея в виду, что начало бала втыкается под бок к Щербакову, а конец бала омрачается закрытием гардероба ДК Ленина. По приезду мы обнаружили в расписании, что бал с восьми, потом выяснилось, что это опечатка, и бал с шести, и это дало нам одну ночь в Казани проспать спокойно.

Но с утра в день бала это таки свершилось. Оргкомитет прислал к нам Элинор с сообщением о том, что бал начинается в восемь. Никакой параллели с Щербаковым быть не может, и Оргкомитет Зиланта непреклонен. Решение прислать именно Элинор было стратегическим, потому что ее-то как раз мы порвать на тряпки не могли, а желание казнить посла в нас родилось сразу, и перекипело еще не скоро.

Когда начали размышлять, что бы такое вырезать, чтобы посадить этот костюмчик по фигуре, как-то все дружно и не сговариваясь пришли к решению послать на фиг интриги. Как-то опасно передавать кольцо от посла к фаворитке, когда толпа в пару сотен человек, желающих танцевать, нетерпеливо смотрит на часы и бьет копытом. Далее пошли лесом игры, и все по той же причине. Программа бала была скомпонована из выученных танцев и трех выходов балета, которые созданы были придавать этому танцевальному вечеру хоть какой-то налет заявленной эпохи.

Я уже не вспомню, где дала сбой просчитанная схема и почему мы не уложились в отведенное время. Но сначала к нам пришло известие о том, что время наше вышло, и нам пора заканчивать. Это было, когда по программе до конца бала оставалось еще штук пять-шесть танцев. Мы стиснули зубы и поставили третий, финальный выход балета. На середине его последнего танца музыка замолчала, но гвалт в зале стоял такой, что мы на это не обратили внимания, полагая, что музыка играет тихо и мы ее просто не слышим. Финал произошел с ударом об пол жезла распорядителя и последовавшим сообщением о том, что бал кончился совсем. Мы поклонились и ушли с танцпола, и тогда нам сообщили, что мы полтанца танцевали без музыки. Говорят, со стороны эта пантомима выглядело жутко.

Итог - Исторический бал не вышел полноценным балом, сильно уступал аналогичному московскому проекту, но зато стал хорошей практикой для тех, кто ходил на мастер-классы по контрдансам. ИМХО, это полезно для тех людей, кто может пополнять свой багаж старинных танцев исключительно на Зиланте. Я не разочарована, что-то в этом роде я предвидела. Ибо сделать Исторический бал на Зиланте в таком виде, каким его можно сделать в Москве - это великое счастье, обрести которое, по-видимому, нам мешают кармические долги.

Большой Бал

Изначально наша (Ранди, клуба Миндон Энвина и студии Lege Artis) работа над Большим балом была спасением утопающих. Ибо сделать из Большого бала конфетку в такой ограниченный срок, который был предоставлен, нереально.

Далее следует мое личное (скромное) мнение по поводу Большого Зилантовского бала как мероприятия. Для того, чтобы заложить этому мероприятию фундамент, нужно приложить совсем немного усилий: добыть комплект звуковоспроизводящей техники, записи разнообразной танцевальной музыки на три часа звучания и одного человека, который умеет с этим обращаться. Все это доставить в паркетник к определенному времени, предварительно объявив людям о том, что Большой бал состоится. И Большой бал будет. Это максимальный эффект, который достигается минимальными усилиями. И с этого момента ситуация меняется на противоположную: имея фундамент, организатор может вкладывать титанические усилия по апгрейду мероприятия, а улучшения, наоборот, будут незначительными. Потому что Большой Бал - это полигон для проявления самого могучего бедствия Зиланта - многосотенной толпы людей, каждый из которых хочет получить то, чего он недополучил за конвент. То, что реально подвластно оргкомитету на этом балу - это свет и звук, а также время начала и окончания бала. Любое шоу может быть сметено толпой народу, которая хочет танцевать здесь и сейчас. Любой этикет может быть проигнорирован. Любая концепция может быть вывернута наизнанку. юбая фигура танца ломается под натиском сотни бегущих людей.

Когда за идейную проработку Большого Бала взялись мы (см. список выше), бал было решено разделить на три по-разному раскрашенные части: белую, черную и пеструю. Окраску частям придавала контрастная по стилистике музыка. Дабы как-то объяснить эти контрасты, было придумано противостояние фейри и дроу и его разрешение при помощи третьей силы (Шрека и ослика). В начале в числе кандидатов в противоборствующие стороны были также гоблины, и один из вариантов противостояния выглядел как "гоблины против дроу", но с неизменным присутствием Шрека и ослика. Шрека с осликом не случилось, зато случился Джулиан.

Можно сказать, что мы на Зиланте занимались странным видом спорта. 20 минут на выход дроу - и мы уже ссоримся с фейри. Сцена ссоры была придумана в последние, кажется, полчаса перед официальным началом бала. Естественно, ни одной репетиции. Сначала мы хотели выделить из толпы какую-нибудь яркую девушку в платье на кринолине и подговорить ее участвовать в этой авантюре. Потом, когда мы спустились в зал и встретили там в толпе Элинор, меня вдруг осенило, что никакой более яркой девушки мы не найдем. Она, сама не зная, на что, согласилась. Выбор, как показало время, оказался правильным, хотя бы потому, что Элинор не надо было нигде искать - она оказывалась там, где надо.

Откровенно говоря, в зал на собственный парадный выход я выходила на подгибающихся коленях. Ноэль предложила мне руку, и в определенный момент я испугалась, что сломаю ей пальцы. Своей музыки мы не знали, и один раз чуть не произвели фальстарт. Что в "светлом блоке" делала такая мрачная композиция из Эры, я не поняла, но, благодаря тому, что мы не сумели с первого раза проломиться в зал, мы не пролажали свой выход.

А вот роль свою практически пролажали. Следовало ходить и шугать фейри, но на это не было ни сил, ни времени. Следовало вербовать себе "свиту", и кто-то из наших даже пытался это делать, но как только они начали преуспевать, кончилось наше время - надо было изображать противостояние.

…На пустую середину зала, крадучись, вышла Элинор. Я заметила это, а также стоящую через зал королеву фейри, и поняла, что счастье есть. Музыки, правда, не было. Мы с Мири приблизились к Элинор и начала смачно перетягивать ее - каждая на свою сторону. Включили музыку. За моей спиной собирался дом Бэнр, за Мири, соответственно, фейри, и вся композиция была заключена в плотное кольцо из зрителей. Кольцо сжималось, музыка играла, мы делили жертву, а всадник апокалипсиса, заменяющий нам "третью силу", не приходил. Идиотичность ситуации нарастала с каждой секундой. Мне казалось, что выражение лица Элинор говорит: "Оставьте меня наконец в покое!". Очень хотелось ей ответить: "И меня, меня, пожалуйста, тоже!". Наконец всадник появился, Элинор увели. Я начала что-то говорить, что, по идее, должно было объяснить наше примирение с королевой фейри, но я сама не слышала собственного голоса. Удивительно, что Мири мне что-то ответила - я думала, что в такой обстановке услышать человека можно только в том случае, если он орет тебе на ухо. И как логичное завершение ситуации, Московского менуэта не последовало. Пришлось дроу и фейри мириться фарандолой. Примирились... Московский менуэт все равно поставили, но кто и с кем его танцевал - уже не имело никакого значения.

В очередной раз я поняла, что счастье есть, когда снимала грим. Простейшее действие - а сколько сакрального смысла! Этим снятием грима закончились все наши проекты на Зиланте.

Личные наблюдения

О костюмах и внешнем виде. На удивление удачным оказался костюм, который я брала с собой на первые полтора дня и ведение танцклассов - укороченная юбка и корсаж, поддерживающий спину. А наиболее понравившимся общественности оказался костюм и образ дроу, причем не только мой, а всех наших дроу. Нас много фотографировали, еще до "официального" появления на Большом балу, и говорили, что мы отлично выглядим. Правда, на предложение поменяться с нами местами почему-то бледнели.

Об усталости. Изначально я полагала, что три дня из четырех мы будем работать в бешеном темпе, без завтрака, обеда и ужина, и вечерами, возвращаясь на место проживания, будем падать безо всяких сил. Примерно так было два года назад, когда мы делали исторический бал по XV-XVI векам. Я опасалась, что в этот раз рядом со мной в нужный момент не окажется паладина, который бы принес булочек и воды, поймал машину до "дома" и донес на руках до кровати. Удивлена была тем, насколько я в итоге ошиблась с предположениями. Сколько бы мы ни работали за день, вечером оставались силы не только на то, чтобы добраться домой, а и на то, чтобы закупить продуктов и приготовить клубу ужин. Паладины не потребовались. Единственным проявлением усталости были периодически отказывающие мозги - когда понимаешь, что нужно что-то придумать прямо сейчас, иначе все развалится, разрушится и загнется, понимаешь - а придумать не получается.

О королях и королевах. Разумеется, я не питаю иллюзий относительно отношения гостей Зиланта к так называемым коронованным особам - типа короля и королевы бала. Однако в некотором случае их наличие может быть полезным - например, когда на балу есть король, то знаешь в какую сторону танцевать, ибо танцевать надо к королю. В некотором случае наличие коронованной особы может быть просто приятным и расслабляющим: королева поскользнулась на паркете - готова новая байка при дворе. Все довольны и смеются, и королева в числе первых - ей всегда приятно видеть улыбки на лицах гостей. Саму же меня позабавил следующий расклад. Когда мы с Ваней на историческом балу изображали правящую чету (неких Людовика и Анну), мы в начале бала едва могли пробиться в зал - на нас не обращали внимания и не расступались. озже, на Большом балу, я носила личину "королевы дроу" (фикция такая, нету у дроу королев, есть Верховные Матери), проход через зал дался мне куда легче - я расчищала себе дорогу плетью. Привилегии правящей женщины дроу - налицо.

О людях. У меня когда-то зародилось мнение, что организаторы чего-нибудь на Зиланте - это люди всегда замыленные, вечно бегущие и часто неконструктивные. На этом Зиланте это мнение развернулось почти что на сто восемьдесят - самыми конструктивными оказались те, кто работал, а наименее конструктивными - пассивные участники, "потребители услуги". Не все, конечно.

Очень рада знакомству и работе с Элинор. Такого приятного координатора у нас еще не было.

Тихо порадовалась работе Ласика на музыке исторического бала. Редко встречается звукооператор, который не смотрит на тебя безумными глазами и молчаливым воплем "Караул! Я не знаю, что мне делать дальше!".

Одни позитивные впечатления оставило знакомство с Мири, "королевой фейри".

Приятно удивил Арагорн - правильно выбранными булочками и соком, которые он принес нам на танцкласс в пятницу, и так удачно подхваченным на историческом балу распорядительством - и Элли, активно помогавшая по хозяйству. О том, кто огорчил, говорить не буду - знают сами.

Зилант меняет людей. Зачастую резко. Как правило, ненадолго. Удивительно бывает получить помощь от людей, от которых ждешь подставы. Удивительно бывает слышать одобрительную оценку от тех, от кого привык встречать лишь палки в колеса. Удивляешься собственному удивлению. Тому, что есть еще на свете что-то, чему можно удивиться.

О вежливости. Зилант и события, ему предшествовавшие, породили у меня какую-то странную форму вежливости в общении с людьми. А именно, когда говоришь "спасибо", "пожалуйста", "извини", "будь добр", "не затруднит ли" и так далее из банального расчета - потому, что знаешь, что если ты не произнесешь этих речевых оборотов, на тебя непременно обидятся / уйдут в угол рыдать / устроят скандал или истерику / расскажут всем о твоем дурном воспитании / обольют грязью на форуме, в аське или ЖЖ. И тому подобное. Вежливость по расчету - циничная привычка.

Об итогах. Перед отъездом на Зилант у меня настроение было, как у нас говорится, мутное. Я раздумывала над мыслью, а не послать ли мне все в пень глобально - танцклассы, балы, выезды на игры и вообще всю ролевую тусовку как таковую. Потому что то, что делалось, не приносило морального удовлетворения, количество людей, которые от меня что-то хотели, увеличивалось, а у меня как раз прогрессировала боязнь толпы, и вдобавок мне сумели внушить, что ничего не изменится. Расставание с ролевой тусовкой казалась едва ли не вожделенным.

Зилант как-то расставил все по местам. Я делаю свою работу и вижу свои плюсы и минусы. Я не обольщаюсь и не считаю себя идеальной, но не вижу толпы людей, желающих занять мое место.

Келебриан

Последнее обновление - 16.03.17
Поддержка: Suboshi